В первые выходные октября, когда к нам вернулась по-настоящему летняя погода, юные туристы «Рифея» вместе с родителями отправились в поход выходного дня. Для начала выбрали наш традиционный маршрут по хрустальным и гранатовым копям Верхней Сысерти.
Заранее позвонили и записались чуть более 30 человек – столько же утром собрались в клубе ЦВР на Орджоникидзе. Быстро разобрали снаряжение и продукты, выехали колонной в сторону В-Сысерти. Машины оставили за мостом и сами выдвинулись по известной в старину Иткульской дороге.
Сразу же пожалели те, кто отправился в поход в кроссовках – лесная дорога, как обычно, оказалась разъезжена квадроциклами и лесовозами и приходилось выбирать места посуше, без грязи и луж. В одном месте, недавно, постарались бобры и Иткульскую завалили здоровыми осинами. Следы их погрызов ни с чем не спутаешь. Около дороги течет речка Глубокая, где в конце XIX века велась добыча золотого песка, а сейчас только бобры и строят здесь плотины. Из-за таких «строителей», брод через Иткульскую оказался основательно затоплен – перейти на другую сторону реки оказалось невозможно. К сожалению многих, пришлось отказаться от планов «покопать хрусталь» и двинуться дальше к месторождению гранатов.
По пути, в березняке заметили черные наросты на деревьях – чагу. А когда узнали о полезных свойствах этого гриба, каждый захотел принести такое «сокровище» домой. Кто-то из взрослых занимался и тихой охотой – выискивая последние в этом году опята. Так незаметно мы подошли к нашей стоянке на правом берегу Глубокой. На картах Парка «Бажовские места» это место отмечено как стоянка «Рифея». Когда-то, лет десять назад, мы построили здесь вигвам, оборудовали костровище, скамейки и навес. Сейчас осталась лишь беседка парка. Но главное, рядом родниковая вода – «Чекалинский» родник.
На этом месте в начале 20 века были так называемые казенные покосы. Сено использовалось для лошадей верхнесысертской конюшни.
В послевоенные годы покос у Глубокой речки был передан леснику Чекалину Константину Андреевичу. Родник находится на краю поляны у самого леса. Местные жители, когда ходили на сенокос или за грибами и ягодами, часто посещали родник, утоляя жажду.
Многие верхсысертцы называли этот источник «чекалинским», в честь хозяина покоса. В то время в лесу было много всякой живности: волки, лоси, медведи и др. Старожилы говорят, что видели, как из чекалинского родника пили воду кабаны и косули. Уже давно нет Константина Андреевича, он умер в 1976 году, и много лет покосы около родника не используются, они зарастают высокой травой, но Чекалинский родник продолжает жить.
Пока одни ребята ходили за дровами и разводили костер, другие, очистив родник от опавших листьев, набрали воды для обеда. Сварили два котелка разного супа и чай из лесных трав и ягод. Как всегда, получилось обалденно вкусно!
После обеда отправились на Глубочинскую гранатовую копь. Гранаты наши не ювелирные и используются только для коллекций любителей минералов. Но взрослые и дети с удовольствием лазят по отвалам и шурфам в поисках необычного камня.
Кому-то повезло, и они нашли крупные черные зерна граната-альмандина с малиновыми прожилками. Но и другие не вернулись с пустыми карманами.
Пришло время возвращаться домой. Жалко было покидать, ставшие за много лет родные места, да и прекрасная, теплая солнечная погода, будто шептала, остаться подольше в этом осеннем лесу.
Впереди нас ждут новые походы по родному краю, новые открытия и новые впечатления.
Горнов А.А., педагог ЦВР.