Сегодня я стала гостем в замечательном и гостеприимном «Центре психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» на конференции «Организация реабилитационного пространства для инвалидов: опыт России и Германии», где встретилась с группой преподавателей и студентов Института реабилитационных наук Берлинского университета имени Гумбольдта (Германия, Берлин). Центр специализируется на детях с нарушением слуха и речи, но так как данные проблемы ведут за собой большой клубок дополнительных заболеваний, то у педагогов центра накоплен большой опыт работы с детьми с ОВЗ и ЗПР.
Конференция началась с приветственного концерта детей центра (представьте дети танцуют, не слыша звука).
С.Г. Вольфф профессор Института реабилитационных наук Берлинского университета имени Гумбольдта поделилась опытом реабилитации людей с нарушениями слуха и речи в Германии.
Л.Ф. Хоффе, доктор, заведующий кафедрой Института реабилитационных наук Берлинского университета имени Гумбольдта, раскрыла тему «Влияние шума на голос учителей», что очень полезно не только для слабослышащих детей, но и для здоровых.
Раскрыли тему «Инклюзии», оказывается, данная тема актуальна и для Германии, официально данным вопросом они занимаются сравнительно недавно с 2009 года, так называемое «Слияние школ». Я же сделала вывод, что наши периодически совместные занятия, поездки, походы, ярмарки детей из объединений «Особый ребенок», «ЦВРиК» и «Золотые ручки» идут в правильном направлении. Особые дети социализируются и учатся общаться в обществе, а здоровые дети постепенно начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего. Дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. В инклюзивном классе обычные дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов и способствует искренней заботе и дружбе.
После пленарного заседания состоялись фрагменты открытых занятий и мастер-классов на абсолютно разные темы от формирования математических навыков до использования ИКТ в развитии детей с ОВЗ. Классы в центре «ЭХО» состоят из 6 детей занятия продолжительностью 35 минут. Большая роль уделяется использованию ИКТ: интерактивные доски и пол, комплексы с видеобиоуправлением, образовательных конструкторы, благодаря чему дети с большим интересом воспринимают информацию, обучение становится успешным.
Л.М. Лебедева, педагог ЦВР