Профориентационную сессию в Уральской школе наставников, которая проходила в Высшей инженерной школе УрФУ, посетила педагог Центра внешкольной работы Лебедева Любовь Михайловна.
Перед педагогами школ, колледжей, вузов и центров дополнительного образования выступили специалисты и педагоги Инженерной школы УрФУ, доцент кафедры Мировой экономики и логистики «Уральского государственного университета путей сообщения» Воскресенский И., исполнительный директор Уральского клуба нового образования Закирова И. и многие другие. Всего за один день было предоставлен большой объем информации, которую еще придется переварить: обзор подходов при организации профориентационной работы, построение карьеры с детства и формирование цифрового профиля. Участники сессии попытались определить зоны ответственности наставников, менторов, форсайтеров, тьютеров, профконсультантов, педагогов и, конечно, родителей.
Разбившись на группы, мы подробно проработали следующие вопросы:
– организация сетевого взаимодействия партнеров по ведению профориентационной работы для реализации ФГОС старшей школы;
– моделирование пути профессионального самоопределения школьника и работа над цифровым профилем;
– работа с будущим с профориентации на основе форсайт-технологий;
– карта точек роста школьников.
Главное в вопросе профориентации ребенка- это сотрудничество многих специалистов, родителей с учетом наклонностей, потребностей и желаний детей.
Успешность будущего взрослого зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать уже с начальной школы: это навыки, компетенции, опыт и контакты, которые получит ребенок во время обучения в школе, колледже, институте.
Самые главные компетенции будущего успешного человека:
- Информационная гигиена (уже сейчас существуют платформы, которые анализируют ваше поведение в интернете, что вы просматриваете, где обучаетесь, с кем общаетесь и пр. и на основе всего этого дается полный анализ вас как личности).
- Управление идентичностью (современный человек, а в нашем случае ребенок, должен учиться меняться, конструироваться, форматироваться в окружающей его среде).
- Управление сложностью (проанализировав ситуацию, не отступать от сложности, а учиться преодолевать ее, как самостоятельно, так и привлекая помощников).
- Умение забывать (в мире перенасыщения информацией и технологиями, сложно отключиться от одного и приступить к другому, ребенок уже сейчас должен учиться управлять своими знаниями и эмоциями).
Самое главное, к чему мы пришли:
сколько бы ни было предпринято усилий в профориентации ребенка со стороны педагогов, тьютеров, менторов и наставников (сдача различных тестов и пр.), главную роль в выборе профессии играют родители, которые наравне с ребенком должны изучать обстановку в образовании и будущих профессиях, должны учитывать возможности и интересы ребенка. Если есть возможность, дайте ребенку попробовать профессию и только в сотрудничестве с ребенком возможна его успешная карьера, будь то инженер, педагог, водитель крана или повар.
Лебедева Л.М., педагог ЦВР