Урбантрип – это популярный сегодня вид индустриального туризма, когда люди стремятся посетить бесхозные объекты. Таким замечательным урбантриповским объектом является заброшенный железнодорожный Дидинский тоннель, что находится недалеко от Ревды. Вот туда и отправились туристы «Рифея» в заключительный в этом году поход выходного дня.
По дороге мы не могли не остановиться у Мемориала жертвам политических репрессий на 12 километре Московского тракта. Здесь установлены многочисленные плиты с фамилиями многих тысяч покоящихся в земле жертв. Всего перечислено более 18500 человек. По надписям можно увидеть, что тут есть и совсем молодые люди, только начавшие жизнь, есть и женщины. Если хорошо покопаться в родословии, то почти в каждой семье сможем найти репрессированных. В ноябре этого года у Мемориала установили «Маски скорби» Эрнста Неизвестного, что символизируют скорбь, покаяние и уважение к памяти жертв сталинских репрессий.
Далее, проехав еще час в сторону Перми, свернули на лесную дорогу в направлении станции Дидино. Зимний лес похож на сказку. Все кругом белым-бело. Все занесено снегом. Ели и пихты стоят в роскошных шубах. Удивительно красивый лес, хочется побродить по нему, гулять и наслаждаться покоем и тишиной.
Оставляем машины на горке, и спускаемся к восточному входу в тоннель. Вход напоминает средневековый замок. Сразу возникают мысли о рыцарях и драконах, прекрасных дамах, заточенных в подземельях. Сложно поверить, что построен тоннель вручную сто лет назад, без какой-либо техники.
Дидинский тоннель начал работать в начале 20 века и вплоть 1995 года по нему ходили поезда. Далее тоннель постепенно стал приходить в аварийное состояние, внутрь протекала вода и осыпались стены, что и послужило причиной его закрытия. Железнодорожные пути в тоннеле разобрали, убрали даже шпалы.
Длинна тоннеля более километра, высота 6 метров. Тоннель имеет две параллельных канала, один дренажный для отвода воды, другой – воздушный, который проходит выше основного. В свое время это был стратегический объект и его хорошо охраняли. Рядом с тоннелем мы нашли бетонные основы блокпостов, которые запрятались среди деревьев молодого леса.
Тоннель немного изогнут, но проглядывается противоположный выход. С этим связана одна трагическая легенда: якобы главный проектировщик тоннеля покончил жизнь самоубийством. Он счёл роковой ошибкой то, что неверно рассчитал направление пробивки двух групп рабочих, вследствие чего тоннель оказался слегка изогнутым.
Мы с фонариками прошли тоннель насквозь, и вышли с другой стороны. Под ногами лед и со сводов свисают ледяные сосульки. Много фотографировали обледеневшие стены, заползали в вентиляционные колодцы и дренажные канавы. Говорят, зону вокруг тоннеля называют аномальной – здесь деревья растут кривые, людей охватывает паника. Местные жители рассказывают, что вблизи тоннеля бродят медведи. А ещё сооружение овеяно легендами о золоте, которое генерал Колчак пытался спрятать здесь от большевиков.
Дидинский тоннель – уникальный объект для любителей экстремального туризма. Советуем и Вам побывать там, но не забывайте о предельной осторожности, все-таки тоннель находится в аварийном состоянии.
Горнов А.А. педагог ЦВР